Для повышения качества дошкольного образования педагоги используют парциальные программы:
Аннотация к программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
(Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева)
Цели программы – сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Основная задача – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях.
В содержание включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.
Аннотация к программе «Юный эколог» (С.Н.Николаева)
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Задачи программы:
- формирование осознанно-правильного отношения детей к природе;
- расширение и дополнение впечатлений, полученных ребенком от контакта с природой;
- создание «экологического пространства» - предметно-развивающей среды экологического развития детей
Вся программа состоит из пяти разделов. Первый и второй разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий прослеживает их роль в процессе роста растений и животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый показывает разные формы взаимодействия с природой
Аннотация к программе «Ладушки»
(И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева)
Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности.
Основная задача – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой;
Программа выстроена адекватно возрастным возможностям детей дошкольного возраста, учитывает их психо-физиологические особенности. Строится на принципе партнерства, что дает возможность сделать учебный процесс интересным, творческим, радостным и эффективным. Программа имеет содержательное методическое обеспечение, которое охватывает все сферы музыкальной деятельности ребенка и педагога. Это конспекты занятий в каждой возрастной группе, пособие и дидактический материал по развитию чувства ритма, упражнения пальчиковой гимнастики, комплексные занятия по различным темам, патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность, организация спортивных, новогодних, веселых и необычных праздников и досугов. В качестве методического обеспечения прилагаются компакт-диски с яркими, необычными аранжировками, которые украсят любое занятие и праздник и сделают их более интересными и запоминающимися Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов. В программу включен раздел - "Развитие чувства ритма". Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.
Аннотация к программе «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова).
Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи: развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности; амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключѐнного в художественную форму; развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности; воспитание художественного вкуса и чувства гармонии; создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира; формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
В программе отражено художественно-эстетическое воспитание детей от 2 до 7 лет в продуктивных видах деятельности как на специальных занятиях (по лепке, аппликации, рисованию, художественному труду, конструированию из природного материала), так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания.
Аннотация к программе
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»
(О.С. Ушакова).
Цель программы - развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Основные задачи развития речи детей:
- развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи;
- развитие лексической стороны речи;
- формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы;
- развитие звуковой стороны речи;
- развитие образной речи.
Программа рассчитана на работу с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе, и состоит из следующих разделов: воспитание звуковой культуры речи; словарная работа; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. К каждой возрастной группе имеются методические указания и разработаны конспекты занятий.